Взаимосвязь экономического поведения и стресса (на примере получение кредита)
pdf (қазақша)

Ключевые слова

экономическое поведение, экономическое сознание, стресс, финансовый стресс, финансовая грамотность, кредит, отношение к деньгам.

Как цитировать

С.К. Бердібаева, Б.Ш. Ибатулин, A. Рахымжан, & К.Ш. Нурмухаметова. (2024). Взаимосвязь экономического поведения и стресса (на примере получение кредита). «Вестник ВИСВ», 1(57), 54–67. https://doi.org/10.56132/2791-3368.2024.1-49-06

Аннотация

В современном казахстанском обществе вопрос заимствования является одной из самых актуальных тем. В связи со сложившимися социально-экономическими условиями простые люди прибегают к кредитам, не имеют возможности платить по долгам из-за увольнений, снижения трудоспособности из-за резкого ухудшения здоровья.

     Стресс – это особое психическое состояние, связанное с возникновением и проявлением эмоций, но оно характерно не только для эмоциональных явлений, но и проявляется в мотивационном, когнитивном, произвольном поведении и других компонентах человека. С психологической точки зрения кредитный стресс – это очень сложная ситуация, это усиление негативных эмоций, связанных с деньгами.

      Невозможность выплатить кредит отрицательно влияет на психологический мир человека, поскольку человек постоянно находится в состоянии страха, отказывается покупать желаемую вещь, поскольку у него есть задолженность по кредиту, которую необходимо выплатить.

     Сегодня кредиты позволяют потребителям, особенно молодежи, легко брать деньги взаймы для удовлетворения своих покупательских потребностей и желаний. Взяв кредит, молодые люди чувствуют себя на шаг ближе к своей мечте и не понимают, как в будущем попали на соблазн кредита.

      В исследовании с целью экспериментального изучения возникновения стресса у молодых людей во время кредитной задолженности была сформулирована следующая гипотеза: низкий уровень экономического поведения и для удовлетворения типичных для молодежи потребностей они берут кредит на непонятном уровне, с эмоциональным возбуждением, и как следствие, они испытывают стресс.

      В ходе изучения  особенностей проявления стресса молодых людей при кредитной задолженности были подтверждены следующие выводы:

  1. Молодые люди всегда беспокоятся о своем благополучии, мечтают о том, что можно купить за деньги, думают, что получат меньше, чем заслуживают, и считают себя хуже людей, которые зарабатывают больше их.
  2. Люди верят, что деньги решат все их проблемы, они видят мало денег, сколько бы они ни копили, они не одобряют кредитование денег, они предпочитают еженедельную зарплату месячной. Он не предпочитает управлять другими людьми с помощью денег, не считает деньги ценностью, которой можно гордиться.
  3. Поскольку проблема стресса в наше время является одной из наиболее актуальных тем, уровень стресса может быть высоким не только у молодых людей, имеющих кредит, но не только из-за влияния кредита, но и из-за других внешних факторов. факторы. Уровень стресса молодых людей, имеющих кредиты, был выше (на 9,8 балла), чем уровень стресса молодых людей, не имеющих кредитов.
  4. Нашим молодым людям во многих случаях не важно находиться среди сверстников, они не предпочитают брать кредит на образование, по мнению молодежи, на человека влияет социальный статус в обществе.
  5. Родители должны раскрыть финансовую грамотность своего ребенка, чтобы в будущем его отношение к деньгам и умение ими распоряжаться были взаимосвязаны. Повышение финансовой грамотности означает объяснение практической пользы финансового планирования, формирование чувства личной ответственности за финансовые решения.
https://doi.org/10.56132/2791-3368.2024.1-49-06
pdf (қазақша)