В статье предложен педагогический анализ применения методологических подходов при изучении морально-психологического состояния личного состава. Раскрываются сущность педагогической диагностики морально-психологического состояния, а также идейные и ценностные ориентиры мировоззрения. Рассматривается потенциал методологических подходов применительно к педагогической диагностике морально-психологического состояния личного состава. Даются определения понятию и сущности аксиологического, личностного и компетентностного подходов. Более детально раскрываются ценности, которыми должны обладать граждане Казахстана, в том числе и военнослужащие Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.
В ходе раскрытия личностного подхода в педагогическом процессе уделяется внимание понятию личности, что требует от руководителя знание индивидуальных особенностей и морально-деловых качеств военнослужащих. В ходе изучения компетентностного подхода в рамках морально-психологического обеспечения служебной и боевой деятельности Пограничной службы Казахстана раскрываются компетентности, характеризующие личность, как субъекта жизнедеятельности. Применяется проецирование методологических подходов на педагогическую диагностику морально-психологического состояния личного состава.